Новости
  • РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА «ОТ ЛИССАБОНА ДО ВЛАДИВОСТОКА»

    02 сентября 2016

    В рамках Восточного экономического форума состоялась ключевая сессия «Развитие экономического сотрудничества «от Лиссабона до Владивостока».

    Антонио Фаллико, Президент Ассоциации «Познаём Евразию»; председатель совета директоров Банка Интеза (Италия) отметил, что необходимо рассматривать конкретные проекты и условия, которые позволят их реализовать. «Шелковый путь» — интеграционный проект. Его реализация изменит облик мировой торговой системы, хотя в этом и нет ничего нового. Транснациональные связи идут из древности — от Цезаря и Александра Македонского. «Великий шелковый путь» времен династии Хань существовал с 114 года н.э. до 15 века и имел протяженность в 8000 км. Эта система организации торговли дошла до наших дней и востребована сегодня мировой экономикой.

    Формирование единого экономического пространства процесс сложный. Он потребует искать компромиссы, т.к. интересы многих стран могут не совпадать. ЕС — младший партнер США, которые хотят отсечь Европу от Евразии. Нам надо строить Большую Европу вместе с Россией. Италии не следует отказываться от строительства новых торговых союзов. Надо учить географию. В центре карты мира — Россия. Без нее не создать сухопутные, воздушные и морские транснациональные транспортные коридоры из Европы в АТР.

    Алексей Лихачев, Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, в своем выступлении отметил, что пик торгового оборота России с ЕС пришелся на 2013 год и составил 436 млрд долларов США. В сегодняшних условиях мы к нему в ближайшее время не вернемся. Пострадал дух наших экономических отношений, но многие европейские компании продолжают работать в России и с Россией.

    Без политического разворота Брюсселя в сторону Москвы негативные тенденции будут сохраняться. Сегодня Германия и Япония в торговом обороте с Россией уступают США. Важно создавать условия для нормализации отношений ЕС с Россией.

    Если руководители стран и политики говорят, давайте рассмотрим предложения, то на экспертном уровне говорят, что еще не время. Нужно вести совместную деятельность по интеграционным и инвестиционным проектам. Нужно садиться с экспертами и обсуждать контуры и конкретику по наполнению интеграционных соглашений.

    Новая мировая торгово-экономическая архитектура, это не новый мировой порядок, а шаг вперед в интеграционных процессах в период мировых глобальных вызовов. Она требует переосмысления форматов взаимодействия в треугольнике ЕС — Большая Евразия — США. Россия закладывает для этого необходимые рычаги и надеется на конструктивное взаимодействие с Брюсселем.

    Ульф Шнайдер, генеральный директор Schneider Group (Германия) заявил, что бизнес в ЕС очень интересует взаимодействие с Россией, т.к. экспорт в 2015 году снизился на 30%. Нужны новые инициативы. Нужно взаимодействовать с комиссиями ЕС по приоритетным темам и проектам, по которым можно говорить без политического подтекста: гармонизация налоговых и технических норм, унификация юридических документов, безвизовый режим. Можно начинать с подписания меморандумов по созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

    Петр Фрадков, генеральный директор АО «Российский экспортный центр», сказал, что в мире происходят объективные процессы и пространство от Лиссабона до Владивостока трансформируется. Уже можно говорить об экономическом пространстве в рамках Европа — Россия — АТР. Искусственные ограничения на этом пространстве будут сниматься.

    Будет меняться и экспортная карта России. Сейчас в Европу экспорт составляет 46 %, а в АТР — 22 %. В товарообороте Азия — ЕС на долю России приходится менее одного процента.

    Ханс-Пол Бюркнер, председатель The Boston Consulting Group, признал, что все что происходит в мире с 1990-х годов определяется политическими процессами. Страны становятся все более националистичными. Одна большая программа по интеграции не снимет все эти противоречия. Растет скептицизм, в т.ч. и по принятию нового торгового соглашения с США.

    В ближайшие 10—15 лет мы будем создавать более открытое пространство с Евразией и в первую очередь инфраструктуру и институциональные инструменты. Даже небольшие практические шаги в этом направлении могут привести к большим переменам.

    Дальний Восток должен использовать свой потенциал по торговле с Китаем и Японией. Ключевые политики России уделяют ему не так много внимания. Необходимо больше стимулов для развития Дальнего Востока и Сибири. Надо делегировать полномочия на региональный уровень, чтобы не все решалось в Москве.

    Все регионы мира сейчас все больше зависят друг от друга. Нужно всем вместе двигаться в правильном направлении и не должны надеяться на какое-то единое глобальное действие. Мы должны говорить, что глобализация улучшит жизнь всех людей.

    Хироси Мэгуро, генеральный директор Mitsui & Co Moscow LLC. (Яония), рассказал, что компания ведет бизнес в России уже почти 30 лет от Сахалина до Калининграда, в том числе и по проекту «Сахалин-2». Сейчас планирует инвестировать в проекты «РусГидро».

    Вести бизнес в России нужно терпение, но мы верим в ее потенциал. Идея об отмене виз между Евразией и ЕС очень правильная, но в данный момент видимо нереальная. Это можно сделать между Россией и Японией. Надо активизировать туристический обмен между нашими странами и настойчиво заявлять об этом нашему правительству на всех уровнях.

    Нужно создавать транспортную инфраструктуру в коридоре Азия—Европа и прежде всего железные дороги, в т.ч. и высокоскоростные. Они важны для развития экономики. Мы готовы сотрудничать с Россией в этих проектах.

    Филипп Пегорье, президент Alstom в России, сообщил, что сейчас у немецких и французских политиков нет политической воли начинать реализовывать грандиозные общечеловеческие проекты. Большая Европа от Лиссабона до Владивостока — это пока мечта.